Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога
являются важным компонентом образовательного процесса и элементом
учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом
учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на
все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают
современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные
образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа
являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином
multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется
инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего
ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.
Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации
интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для
нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для
синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Оснащенность учреждения физкультурным, спортивным
оборудованием и инвентарем для решения задач организации внеурочной
деятельности.
Специально оборудованная площадка для организации и
проведения занятий и прогулок обучающихся на свежем воздухе.
Оснащённость специальным оборудованием для
решения задач дополнительного образования – комплексом специальной акустической
аппаратуры, выставочными стендами для творческих работ учащихся.
Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы
образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях
(Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
В целях формирования компетентности воспитанников
по правилам дорожного движения и практического обучения навыкам вождения на
тракторах и регулирования дорожного движения созданы класс и городок для
вождения, оснащённые учебным оборудованием.
Наличие кабинетов оснащённых
учебно-наглядными пособиями, компьютерами, информационно-телекоммуникационными
сетями аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами, печатными и
электронными образовательными и информационными ресурсами.
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,
иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты,
стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для
чтения, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (часто
называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные
ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Принципы использования средств обучения учет
возрастных и психологических особенностей обучающихся гармоничное использование
разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного,
целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через
визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных
целях учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.) сотворчество педагога и обучающегося приоритет правил
безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в современной школе
(средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники.
Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной
техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети
Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке
средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта
«Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет
потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и
актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной
дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной
техники в использовании средств обучения.
|