Урок – семинар
Тема:
Команда повторения.
Одной из
форм занятия, на котором можно и нужно использовать сочетание
заданий, различных по характеру познавательной деятельности
учащихся, является урок-семинар.
При
подготовке и проведении семинаров учащиеся осуществляют
познавательную деятельность, которая реализуется через учебные
приемы: работу со справочной литературой; составление плана,
тезисов, конспекта, реферата; формулирование вывода и обобщения на
основе анализа разных точек зрения; разрешение проблемной ситуации
с помощью выполнения эксперимента с последующим обобщением.
Успешному
проведению семинаров способствуют следующие условия:
подготовленность
класса;
место и роль
планируемого занятия в изучении предмета;
важность темы, ее
образовательные и воспитательные задачи;
четкое выполнение
учителем определенного круга основных
вопросов; целесообразное сочетание репродуктивных, эвристических и
исследовательских заданий для работы всех учащихся на
семинаре;
- проведение
консультаций и осуществление контроля за подготовкой к семинару.
Цель
урока-семинара: Научить учащихся работать с задачами, где
приходится выполнять многократно одни и те же действия.
Схематическая запись команды повторения, составлять блок-схемы,
алгоритмы и соответственно составлять программы на языках
программирования.
Чтобы
учащиеся вспомнили ранее изученный материал и располагали
фактологическими сведениями, необходимыми для участия в семинаре,
вначале предлагают репродуктивные задания, позволяющие уточнить
факты, понятия и подготовить их к последующей самостоятельной
работе, в которую включены задания эвристического характера.
Эвристические вопросы и задания рассчитаны на интеллектуальную
тренировку учащихся. Круг знаний остается прежним, но вопросы
направлены на более глубокое осмысливание этих знаний, их интеграцию
и связь с практикой, стимулируют ассоциативное и логическое
мышление. Это дало возможность развернуть дискуссию при обсуждении
вопросов урока-семинара. |
Урок
начинается с вводных слов учителя:
«Тема прошлого
и сегодняшнего занятия - составление команды. Мы познакомились с
командами ветвления. Вспомним основные понятия связанные с командами
ветвления».
Для
рационального использования времени, организуется фронтальная
работа на повторение. На доске заранее записаны 3 задания для
повторения темы прошлого занятия и проверки домашней работы. |
Придумать и
записать алгоритм к болк-схемам: а), б), с).
а)
б)
с)
|
К доске
вызывают 3 учащихся, которые готовятся по вопросам, заранее
записанных на доске.
Вопросы
остальным учащимся:
1. Чем
отличаются простые команды от составных?
2. Какие
служебные слова применяются в командах ветвления?
3. Какими
словами начинается и заканчивается команда ветвления? |
Отвечает
учащаяся на вопрос: «Неполная форма команды ветвления и действия
исполнителя». |
2 вопрос:
«Полная форма команды ветвления и действия исполнителя». Задан
дополнительный вопрос: «Может ли так случиться, что исполнитель
выполняет 2 и 1 серию одновременно?
|
|
|
3 вопрос
из домашней работы: «Блок-схема вычисления квадратного корня».
|
|
Во время
ответа учеников у доски, остальные учащиеся следят за ответами
товарищей, находят неточности, исправляют и дополняют.
|
Вопрос к
ученикам: «Кто видит, что у неё неправильно?» «Вызывается учащаяся
для ответа на вопрос, исправляет ошибку на доске, преподаватель
комментирует: «Инне за добавление ”5”» |
4 вопрос:
«Алгоритм вычисления квадратного корня».
Ответ
правильный, объявлена оценка «5».
|
алг Квадратный корень
арг Х
рез
y
нач
если х < 0
то
y:= «нет корней»
иначе
y:=SQR
(X)
все
Кон
|
Учитель
отображает через проектор 4 варианта сочетания служебных слов и
задает вопрос классу:
«Возможны
ли они при записи алгоритмов?» |
а)
если
то…
всё… |
б)
если
то…
иначе…
если…
|
в)
если
то…
то…
иначе…
иначе… |
г)
если
то…
если…
то… |
Далее
предлагается задача - шутка: «Алгоритм картошка» и объявляет цель:
картошка должна быть очищена и съедена. Выполняется проекция на
экран через проектор.
Начнём:
|
если картошка очищена
то сварить картошку
иначе очистить всё, съесть картошку
все |
Вопросы к
учащимся: «Правильно ли записан алгоритм, если нет, то почему?»
«Исправить
алгоритм».
«Написать
блок-схему правильного алгоритма».
На последние
два вопроса вызываются 2 учащихся к доске и одновременно группа
получает эти же задания для самостоятельного выполнения на листочках
по вариантам. |
Заканчивает работу первый учащийся у доски, правильно записав
алгоритм.
Преподаватель обращается к группе: «Кто выполнял
I-вариант
- проверьте на доске». |
|
Заканчивается работа у доски второго учащегося. |
После
окончания работы, для снятия напряжения, ученикам предлагается
физкультминутка: |
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления
отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают
кровоснабжение, снижают напряжение.
КОМПЛЕКС
УПРАЖНЕНИЙ 1.
1. И.п. -
о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем
пауза 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп средний.
2. И.п. -
руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинистых рывка назад
согнутыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. -
стоика ноги врозь. 1-4 - четыре последовательных круга руками
назад. 5-8 то же вперед. Руки не напрягать, туловище не
поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп
средний.
КОМПЛЕКС
УПРАЖНЕНИИ 2.
1. Закрыв
глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза
и посмотреть вдоль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть
на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет
1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не
поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения
глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх
- влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
4. При
неподвижной голове перемести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх,
на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз – прямо,
вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движения по диагонали в
одну и другую стороны
с переводом
глаз прямо на счет 1-6. Повторять 3-4 раза.
КОМПЛЕКС
УПРАЖНЕНИЙ 3.
1 - и.п. -стоя
или сидя, руки на поясе. 1-2 - круг правой рукой назад с поворотом
туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6
роз. Темп медленный.
2 - и.п. -
стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.
1 - обхватив
себя за плечи руками возможно крепче и дальше.
2 - и.п.
Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3 - и.п. -
сидя на стуле, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п.
То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Физкультминутка закончена |
Объявляется тема: «Команда повторение».
Вступительное слово учителя:
«В природе все процессы циклические». Это впервые доказал русский
ученый-физиолог Павлов.
В практической деятельности при решении многих задач нам
приходится многократно повторять одни и те же действия.
Вопрос: «Встречались ли мы с многократным повторением?» Предлагает
вспомнить процесс нахождением НОД чисел 72 и 40. Вызывается учащийся
восстановить этот процесс на доске. Вопрос: «Сколько раз повторяется
одно и то же действие?» |
Далее преподаватель предлагает найти в тетрадях пример игры
для 10 предметов.
Вопрос: «Из скольких команд состояла серия?» Преподаватель делает
вывод сам: «Эти задачи приводились к тому, что серии команд
повторялись»
- Какова же общая схема употребления служебных слов и их записи в
алгоритме?» |
Через проектор выводится схема на экран: Команда
повторения
пока условие
нц
серия
кц
и блок-схема |
|
Ученик правильно отвечает на вопрос по блок-схеме. Учитель
проверяет ответ и повторяет ход рассуждений. |
Учащиеся получают задание перерисовать блок-схему. |
Вопрос: «Может, кто сам расскажет как вести себя исполнителю?» |
|
Слова преподавателя:
- Кто из нас не помнит поучительную историю о том, как Том Сойер по
заданию тети Поли красил забор: «Вздыхая, он окунул кисть в ведро,
провел ею по доске забора, повторил эту операцию, проделал её
снова…» (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
|
Давайте составим алгоритм и блок-схему покраски забора.
Напишем такую последовательность действий: |
Неправильное
решение задачи.
Подойти к левому краю забора.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Покрасить одну доску.
…
|
|
После разбора решения
задачи делается комментарии:
«Ясно, что если мы
соберемся писать этот алгоритм до конца, покраску забора придется
надолго отложить. Если бы мы знали сколько досок в заборе, мы могли
бы завершить составление алгоритма, приписав нужное количество
строк. Однако это долгое и однообразное занятие.
|
Самостоятельная работа учащиеся в 2-х вариантах:
I-Вариант
«Записать циклический алгоритм покраски забора»
II-Вариант
«Составить циклическую блок-схему».
Вопрос к учащимся:
«Кто затрудняется? Спросите».
|
Правильное решение
задачи
Подойти к левому краю
забора.
Пока забор не
кончился, повторять:
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на
ширину доски.
Конец цикла.
Уйти.
|
|
В конце урока учитель собирает листочки и задает задание на
дом:
пример 4.6. ,
придумать задачу с применением команды повторения. |
Объявляются оценки за урок |