ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РАСПИСАНИЕ
УСТАВ ШКОЛЫ УЧИТЕЛЬСКАЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СПОНСОРОВ
ГОСТЕВАЯ КНИГА НАПИСАТЬ НАМ ССЫЛКИ ФОРУМ АВТОРЫ САЙТА
 

 

 

 

Урок – семинар

 Тема:     Команда повторения.

         Одной из форм занятия, на котором можно и нужно использовать сочетание заданий, различных по характеру познавательной де­ятельности учащихся, является урок-семинар.    

        При подготовке и проведении семинаров учащиеся осуществляют познавательную деятельность, которая реализуется через учебные приемы: работу со справочной ли­тературой; составление плана, тезисов, кон­спекта, реферата; формулирование вывода и обобщения на основе анализа разных то­чек зрения; разрешение проблемной ситуа­ции с помощью выполнения эксперимента с последующим обобщением.

      Успешному проведению семинаров способствуют следующие условия:  

подготовленность класса;

место и роль планируемого занятия в изучении пред­мета;

важность темы, ее образовательные и воспитательные задачи;

четкое выполнение учителем определенного круга основных

во­просов; целесообразное сочетание репродук­тивных, эвристических и исследовательских    заданий   для  работы    всех    учащихся    на   семи­наре;

-   проведение консультаций и осущест­вление контроля за подготовкой к семинару.

        Цель урока-семинара: Научить учащихся работать с задачами, где приходится  выполнять многократно одни и те же действия. Схематическая запись команды повторения, составлять блок-схемы, алгоритмы и соответственно составлять программы на языках программирования.

        Чтобы учащиеся вспомнили ранее изучен­ный материал и располагали фактологичес­кими сведениями, необходимыми для учас­тия в семинаре, вначале предлагают репродуктивные задания, позволяющие уточнить факты, понятия и подготовить их к последующей самостоятельной работе, в которую включены задания эвристического характера.

        Эвристические вопросы и задания рассчитаны на интеллектуальную тренировку учащихся. Круг знаний остается прежним, но вопросы направлены на более глубокое осмысливание этих знаний, их интеграцию и связь с практикой, стимулируют ассоциативное и логическое мышление. Это дало возможность развер­нуть дискуссию при обсуждении вопросов урока-семинара.

    Урок начинается с вводных слов учителя:

«Тема прошлого и сегодняшнего занятия - составление команды. Мы познакомились с командами ветвления. Вспомним основные понятия связанные с командами ветвления».

     Для  рационального использования времени, организуется фронтальная работа на повторение. На доске заранее записаны 3 задания для повторения темы прошлого занятия и проверки домашней работы.

Придумать и записать алгоритм к болк-схемам:   а),   б),   с).

                                      а)                                                             б)                                                                                  с)

      К доске вызывают 3 учащихся, которые готовятся по вопросам, заранее записанных на доске.

 Вопросы остальным учащимся:

1. Чем отличаются простые команды от составных?

2. Какие служебные слова применяются в командах ветвления?

3. Какими словами начинается и заканчивается команда ветвления?

 Отвечает учащаяся на вопрос: «Неполная форма команды ветвления и действия исполнителя».

2 вопрос: «Полная форма команды ветвления и действия исполнителя». Задан дополнительный вопрос: «Может ли так случиться, что исполнитель выполняет 2 и 1 серию одновременно?

 

     3 вопрос из домашней работы: «Блок-схема вычисления квадратного корня».

 

 

  

      Во время ответа учеников у доски, остальные учащиеся следят за ответами товарищей, находят неточности, исправляют и дополняют.   

Вопрос к ученикам: «Кто видит, что у неё неправильно?»  «Вызывается учащаяся для ответа на вопрос, исправляет ошибку на доске, преподаватель комментирует:  «Инне за добавление ”5”»

    4 вопрос:  «Алгоритм вычисления квадратного корня». 

Ответ правильный, объявлена оценка «5».

 

 

алг  Квадратный корень

       арг  Х

       рез   y

нач

       если   х < 0

                  то  y:=  «нет корней»

                  иначе  y:=SQR (X)

       все

Кон

 

    

     Учитель отображает  через проектор 4 варианта сочетания служебных слов и задает вопрос классу:

     «Возможны ли они при записи алгоритмов?»

а) если           

    то…     

    всё…           

б) если           

    то…     

    иначе…

    если… 

в) если           

    то…     

    то…     

    иначе…

    иначе…

г) если           

    то…     

    если…

    то…

Далее предлагается задача - шутка:  «Алгоритм картошка» и объявляет цель:  картошка должна быть очищена и съедена. Выполняется проекция на экран через  проектор.

Начнём:

если   картошка очищена

           то сварить картошку    

           иначе  очистить всё, съесть картошку

все

Вопросы к учащимся: «Правильно ли записан алгоритм, если нет, то почему?»

   «Исправить алгоритм».

   «Написать блок-схему правильного алгоритма».

На последние два вопроса вызываются 2 учащихся к доске и одновременно группа получает эти же задания для самостоятельного выполнения на листочках по вариантам.

     Заканчивает работу первый учащийся у доски, правильно записав алгоритм.

Преподаватель обращается к группе: «Кто выполнял I-вариант - проверьте на доске». 

 

     Заканчивается работа у доски второго учащегося.

После окончания работы, для снятия напряжения, ученикам предлагается физкультминутка:

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных  групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение,  снижают напряжение.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 1.

1.  И.п.  - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп средний.

2.   И.п.  - руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинистых рывка назад согнутыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3.  И.п.  - стоика ноги врозь. 1-4 - четыре последовательных круга руками назад.  5-8 то же вперед. Руки не напрягать,  туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

 

                                                                   КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИИ 2.                                                                  

1. Закрыв глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдоль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами  вверх  -  вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перемести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движения по диагонали в одну и другую стороны

с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторять 3-4 раза.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 3.

1 - и.п. -стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 роз. Темп медленный.

2 - и.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.

1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше.

2 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3 - и.п. - сидя на стуле, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

 

Физкультминутка закончена

     Объявляется тема:  «Команда повторение».

     Вступительное слово учителя:

«В природе все процессы циклические». Это впервые доказал русский ученый-физиолог Павлов.

     В практической деятельности при решении многих задач нам приходится многократно повторять одни и те же действия.

Вопрос: «Встречались ли мы с многократным повторением?» Предлагает вспомнить процесс нахождением НОД чисел 72 и 40. Вызывается учащийся восстановить этот процесс на доске. Вопрос: «Сколько раз повторяется одно и то же действие?»  

      Далее преподаватель предлагает найти в тетрадях пример игры для 10 предметов.

Вопрос:  «Из скольких команд состояла серия?» Преподаватель делает вывод сам: «Эти задачи приводились к тому, что серии команд повторялись»

 - Какова же общая схема употребления служебных слов и их записи в алгоритме?»

     Через проектор выводится схема на экран:       Команда повторения

пока условие

 нц

  серия

 кц

и блок-схема

 Ученик  правильно отвечает на вопрос по  блок-схеме. Учитель проверяет ответ и повторяет ход рассуждений.

  Учащиеся получают задание перерисовать блок-схему.

  Вопрос: «Может, кто сам расскажет как вести себя исполнителю?»

 

Слова преподавателя:

- Кто из нас не помнит поучительную историю о том, как Том Сойер по заданию тети Поли красил забор: «Вздыхая, он окунул кисть в ведро, провел ею по доске забора, повторил эту операцию,  проделал её снова…»  (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

 Давайте составим алгоритм и блок-схему покраски забора.

 Напишем такую последовательность действий:

Неправильное решение задачи.

 

Подойти к левому краю забора.

Покрасить одну доску.

Шагнуть вправо на ширину доски.

Покрасить одну доску.

Шагнуть вправо на ширину доски.

Покрасить одну доску.

 

 

  

 

После разбора решения задачи делается  комментарии:

«Ясно, что если мы соберемся писать этот алгоритм до конца, покраску забора придется надолго отложить. Если бы мы знали сколько досок в заборе, мы могли бы завершить составление алгоритма, приписав нужное количество строк. Однако это долгое и однообразное занятие.

 

 

Самостоятельная работа учащиеся в 2-х вариантах:

 I-Вариант   «Записать циклический алгоритм покраски забора»

 II-Вариант  «Составить циклическую блок-схему».

                                        Вопрос к учащимся: «Кто затрудняется?   Спросите».

 

 

Правильное решение задачи

 

Подойти к левому краю забора.

Пока забор не кончился, повторять:

Покрасить одну доску.

Шагнуть вправо на ширину доски.

Конец цикла.

Уйти.

 

      В конце урока учитель собирает листочки и задает задание на дом:  

пример 4.6. ,

 придумать задачу с применением команды повторения.

     Объявляются оценки за урок

 
 
 
ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РАСПИСАНИЕ
УСТАВ ШКОЛЫ УЧИТЕЛЬСКАЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СПОНСОРОВ
ГОСТЕВАЯ КНИГА НАПИСАТЬ НАМ ССЫЛКИ ФОРУМ АВТОРЫ САЙТА
 

 

 

Hosted by uCoz